Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Накануне прихода нового тысячелетия Тронд Сандер уезжает из Осло в деревню. Год подходит к концу, одиночество непреодолимо. И лишь призраки прошлого настигают Тронда с всё большей уверенностью. Но однажды Сандер встречает старого знакомого, который заставляет его вернуться воспоминаниями в юношество. Туда, где яркие краски лета и грациозные дикие лошади были декорациями первому страшному опыту познания чужой смерти. Туда, где радость переплеталась с предательством и разочарованием. Туда, откуда берут начало личные трагедии и самые счастливые моменты в жизни.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 7.000 (231)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 6.80 (367)
Разделы: Фильм, Детектив, Драма
Год выхода: 2019
Название фильма: Угоняя лошадей
Иностранное название ленты: Ut og stjale hester
Режиссеры: Ханс Петтер Муланд
Актерский состав: Даница Чурчич, Гард Б. Эйдсвольд, Пол Сверре Валхейм Хаген, Бьёрн Флоберг, Торбьорн Харр, Андерс Баасмо Кристиансен, Стеллан Скарсгард, Сьюр Ватне Бреан, Тобиас Зантельман, Джон Рейнс
Продолжительность фильма: 123 мин. / 02:03
Производство: Швеция, Дания, Норвегия
Сценарий: Ханс Петтер Муланд, Пер Петтерсон
Продюсер: Като Бах Кристенсен, Хокон Эверос, Турид Ёверсвеен
Оператор: Томас Хардмейер, Расмус Видебак
Композитор: Каспар Каа
Художник: Вилюс Ванагас, Владас Даутартас, Ёрген Стангебай Ларсен
Монтаж: Николай Монберг, Йенс Кристиан Фодстад
Сборы в России: $15 624
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 16 лет
Премьера в мире: 9 февраля 2019
Премьера в России: 27 июня 2019, «Russian World Vision»
Мы сами решаем, когда нам больно ------ У фильма книжная предыстория. В далёком 2003 году норвежский писатель Пер Петтерсон выпустил одноименный роман (в Российской локализации «Пора уводить коней»), а уже спустя несколько лет получил призвание всего мира. Тут тебе и Дублинская литературная премия, и включение книжным обозрением газеты The New York Times в список 10 лучших книг 2007 года. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что экранизацию бестселлера с нетерпением ждали по всему миру.
За визуализацию книги взялся норвежский режиссёр Нуланд. Широкой публике он известен благодаря голливудскому «Снегоуборщику» с Лиамом Нисоном. Лично я знаком лишь с совместной работой режиссёра и известного всем Стеллана Скарсгарда под названием «Довольно добрый человек». К слову, режиссёр с актёром дружат и работали вместе 5 раз. Если в фильме 2010 года была иронично и с чёрным юмором показана история возвращении к нормальной жизни бывшего зека, то в новом фильме всё гораздо масштабнее, красивее, серьёзнее.
Потеряв жену и выйдя на пенсию, Тронд (Стеллан Скарсгард) решил вернуться в норвежскую глубинку. Там практически нет общения, разве что изредка с продавщицей в продуктовом магазине да с соседом. А он оказывается катализатором мучительных воспоминаний главного героя. Но знаете, есть фильмы, построенные на воспоминаниях, где всем движет тоска и разочарование. А есть фильмы, где герой, вспоминая всю боль, анализирует и размышляет, в итоге приводя в равновесие свои тревожные мысли. И это именно наш случай.
В начале повествования мы переносимся из зимы 1999 года в судьбоносное лето 1948 года. Именно тогда юный Тронд познаёт первую утрату и обиду, первые романтические чувства, ценность дружбы и мудрости взрослой жизни. Сам сюжет простой, но подается плавно и намёками. Одна история наслаивается на другую и выдаёт общую картину, над которой размышляет полвека главный герой.
«Мы сами решаем, когда нам больно» - главная цитата всего фильма.
Первый раз произносится отцом Тронда. Когда он видит, как его мальчик работает косой, останавливает его, произносит важную фразу и начинает полоть крапиву руками. В следующий раз эта цитата прозвучит гораздо эффектнее и осмысленнее.
Название фильма, объясняется очень просто. Тем летом наш мальчик и его друг убивали время за «кражей» лошадей. На самом деле ничего серьёзного, они просто катались на чужих жеребцах без разрешения. Лето без забот очень быстро обрывается несчастным случаем, который ведёт к цепочке событий, изменившей жизнь двух семей и Тронда, в частном случае, резко и бесповоротно.
Надо признать, режиссёр фильма превосходно комбинирует историю с визуальными аспектами жизни в норвежских лесах. Казалось бы, в этой жизни ничего особенного: рубка леса, сплав брёвен по реке, сенокос и чистка снега. Но как же всё это вкупе атмосферно и заманчиво. Иногда, кажется, Нуланд слишком увлекается, превращая фильм в National Geographic, а иногда ты получаешь эстетическое удовольствие, к примеру, от сцены приёма душа под ливнем.
Показанная история про взросление и ранние тяготы мальчика, про взаимоотношение двух семей в один момент превращается в масштабную историю борьбы с нацизмом. И это то, что выделяет данный фильм среди прочих. Это то, что делает из обычного писателя или режиссёра крупного художника. А для Норвегии это особенно важно. Как мы знаем, тема взаимодействия этой страны с нацисткой Германией в военные годы до сих пор актуальна.
Фильм хорош многим: своей чувственностью, визуальным решением, множественностью трактовок, вплетением маленькой человеческой драмы в исторический контекст. Такие картины нужно смотреть только на большом экране. ------ Время собирать камни ------ Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.
Жизнь. Она кажется такой бесконечно долгой пока детство и юность пестуют нас в своей колыбели. Жизнь. Как стремительно убыстряет она свой бег приходя к нам в образе взрослости. Дни, месяцы, годы словно песок сквозь пальцы. Не остановить, ни замедлить. Словно полноводная река течением разнообразия событий. Нужно успеть, во многом состояться, дать от себя и конечно же взять себе. Насыться, напитаться, утомиться в пресыщении. Жизнь. И зрелость размеренностью суждений на смену ветрености. Да, возможно. Да, почему бы и нет. Постараюсь. Нетерпение ушло безвозвратно. Степенность заявляет о себе неторопливостью. Жизнь. Ещё немного, ещё чуть-чуть, ещё самая малость и старость горбатит спину в поклоне земле. И бесцветный взгляд из под ресниц. И воспоминания потоками пережитых когда-то чувств. Неужели это был я? Неужели это было со мной? Самое памятное. Самое дорогое из череды лет. Значимое для личности. И возврат раз за разом в один и тот же день. В одни и те же дни. Жизнь... Время собирать камни. То самое время, которое ждёт каждого из нас в ближайшем отдалении.
Тронд Сандер переживает и проживает ещё раз самые сокровенные мгновения своей жизни. В юношеские годы отлетает воспоминаниями его душа. Конец 40-х годов, норвежская глушь среди хвойных лесов. Лето вблизи отца. 15? 16 ему? Что-то около того. Пора мужского созревания. Пробуждение чувственности. Желание плоти, распускающееся бутоном страстного томления. Женщина, пленившая своим образом. И страшная трагедия оставившая глубокую рану на все последующие десятилетия. Капкан. Как есть, капкан. Или может быть узда, наброшенная на взмыленного коня? Укрощение обретя, и в галоп бросая по надобности в прозе полученных уроков? В жесткости и даже, отчасти, жестокости. Здесь едва ли не первые зарисовки с натуры уже не мальчика, но мужа. Надзор и опека вблизи самого значимого, самого главного своего учителя. Отца. Рассказывая нам, вглядывается в себя. Рассказывая о себе, пробуждает в нас, наши собственные планы бытия.
Кино, с журчанием реки и сплавом брёвен по течению. С гулом топоров и визгом пилы. Об уходящем детстве и постижении мира взрослости. Любовью и оторопью. И глаза в глаза. В упрёках. В вопросах. В ответах. И беда соседствует с обретённым счастьем. Время собирать камни.
Я мозаику сложу Из разбившихся зеркал, Свой корабль снаряжу В дальний путь-воспоминанье, А потом вам расскажу, Что я понял, что узнал, С кем дружил и с кем дружу, Как держал я обещанья. Еще раз уйти чтобы вернуться, Еще раз закончить чтоб начать, Еще раз пусть двери распахнутся Еще раз понять, простить, принять. ------ Время собирать камни ------ «Угоняя лошадей» - фильм, получивший «Серебряный Медведь за выдающиеся художественные достижения» (награда для оператора Расмуса Фидебака), а также участвовавший в том же Берлине в общем конкурсе. За какие заслуги?
По сути, картина - смесь кадров из настоящей жизни главного героя, пожилого человека по имени Тронд, его детства, его юношества. Фильм заостряет внимание именно на эмоциях и чувствах, одолевающих главного героя в то или иное время. Иногда мы видим идиллию - счастливую жизнь с отцом, ненастоящий угон лошадей с другом. Иногда - осознание катастрофичности происходящего. Даже - страх (перед нацистами, действие происходит в Норвегии). Что же объединяет все эти воспоминания? Вернёмся к этому чуть позже.
«Угоняя лошадей» - картина очень, очень чувственная. Визуальные образы - крайне мощные, оператора на Берлинале отметили абсолютно заслуженно. Детали переходят в общую картину, вызывающую у зрителя соответствующие эмоции, как правило, соответствующие эмоциям Тронда. Трудно описать, проще однажды увидеть. Приведу слова Валерия Кичина из «Российской Газеты», который всё же смог описать: «Фильм пронизан простором и светом, он чуток к шорохам и гулкости мира и, кажется, передает запахи свежесрубленных сосен. Мы ощущаем жизнь как космос, где плавают пылинки отдельных судеб; их столкновения зависят от счастливого или несчастного случая, от сплетения глобальных и потому равнодушных к нам сил».
Раз уж рассматриваем авторское кино, разберём посыл. Через абсолютно все воспоминания проносится образ смерти. Смерти самых разных существ, вплоть до людей. Тронд (читай «режиссёр») в какой-то момент осознаёт, что все переживания, радости, страхи, вложенные силы не имеют никакого смысла перед лицом смерти. Как и чувство вины, одолевающее Тронда...
Безусловно, визуальный ряд - одно наслаждение, а за воспоминаниями следить интересно, но проблемы всё же есть. Основная - излишняя затянутость, даже для артхауса. В какой-то момент зритель начинает утомлять. Множество сцен можно было просто-напросто сократить, посыл остался бы понятен. Иными словами, проявляется проблема всей скандинавщины.
Актёры. Стеллан Скарсгард скуп на эмоции, но ведь смысл в том, что их почти нет, правда? Тобиас Зантельман отлично смотрится в роли отца, с которым связаны многие важные моменты жизни Тронда. Бьёрн Флоберг, Даница Чурчич и другие исполнители второстепенных ролей смотрятся органично.
Таким образом, «Угоняя лошадей» - блестящее авторское кино, которое необходимо увидеть всем любителя жанра, а также фанатам скандинавщины норвежского образца.
8,5 из 10
|
Отзывы о фильме Угоняя лошадей