Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Май 2014 года, Луганск. Цветущий край. Та весна выдалась особенно жаркой. Время жить — любовь, счастье и планы на лето. И мечты, которым не суждено сбыться. Лето всё меняет — нечаянное ощущение безысходности и тревоги, неизбежно накрывающее с головой. Хрупкий мир на грани войны. Время, которое полностью перевернет жизнь многих людей. Кого из них сломает новая реальность, а кто до конца останется человеком?
Разделы: Фильм, Драма
Год выхода: 2021
Название фильма: Солнцепек
Режиссеры: Максим Бриус, Михаил Вассербаум
Актерский состав: Андрей Терентьев, Светлана Терентьева, Владимир Ильин, Глеб Борисов, Алексей Кравченко, Никита Терентьев, Александр Бухаров, Максим Дахненко, Марина Денисова, Анна Сорока
Продолжительность фильма: 133 мин. / 02:13
Производство: Россия
Сценарий: Владимир Измайлов
Продюсер: Александр Колдаков, Сергей Щеглов, Ирина Зайцева
Оператор: Гарик Жамгарян, Александр Полагаев, Владислав Гурчин
Композитор: Виталий Муканяев
Художник: Александр Котиков, Дмитрий Целиков
Монтаж: Владимир Беззубченко
Слоган: «Донбасс. Рассекреченные факты»
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 18 лет
Премьера в России: 12 августа 2021
Понять? Договориться? Но как? ------ - Кажну ночь убегаем из своего хутора в степь. То Махно набежит, то Маруся, гори она ясным огнём, прискачет, то батька Ус, а теперь ещё объявился батька Ангел.- У нас - тоже самое. Ну, и с кем же они воюют?- А бес их знает. Скачут по полю, пуляют друг в друга, а хлеба им дай, коня им дай, сало дай. Полхутора в степь ускакало. А откель тогда им это сало взять? Ружьём это сало не испекёшь...- За красных они.- Может и за красных... Бандиты, они, должно быть за красных... А может и за белых...'Адъютант его превосходительства', 1969, реж. Е. ТашковСто лет прошло с лихих 'гражданских' времён. Ну, или чуть более, и вновь 'кошмарят' округу бандиты, произвол, безвластие, страх. Те же самые места, отдохнувшие, раны зарубцевавшие. Тут вновь, убить могут в любой миг. Человек с оружием в руках здесь такая же обыденность, что человек с булкой хлеба у нас в стране. Ранее, Юг России сотрясали перекатывающиеся туда-сюда полчища противников. Они были и красные, и белые, и зелёные, разные. Ныне две силы противостоят одна другой. 'Центр' пытается 'окраину' вразумить. Выкручивает руки как может. Вы - есть Мы. И никак иначе! Иначе - и быть не может! Подчинись, смирись. В противном случае бомбой, миной, снарядом, когда вовсе не ждёшь этого, угостим. Залп по мирным кварталам как нечего делать, как 'здрасте'... И плевать на жертвы. И совесть чиста, не мучает угрызениями. Мы на передовой.На семь лет назад, в 2014 год переносится зритель благодаря режиссёру. Луганск нашему обозрению. Война, её начало, меж братьями предстаёт нашему вниманию. О русских в уничижении говорят - москали. И шипят подобно змеям готовые ядом плюнуть. Стало быть - достали. Стало быть - утомили. Отчего так? Почему? С такой злостью на соседа? Кто тому виной? Что виной? Политика? Политики?Именно эти мысли роняешь в себя глядя на кровавые кадры бойни. Оба лагеря представлены нам. И там люди, и тут они. Разница лишь в том, что меч воплощают одни и словно щитом обороны, другие. К лагерю добра и лагерю зла причислить этих героев, разделительную черту меж ними проведя? Можно. Но всегда ли это так на поле сечи? Кто-то в угаре находится, кто-то просто беснуется в экстазе стихии, опять же - местью одержим за... это, за то. Кому-то денег хочется срубить, а потешиться, а покуражиться, а побеспредельничать разве мало молодцов? Мотивация разная. Мытарей много. Грабители, мародёры были во все века. У каждого своя роль, своя... миссия, свой интерес. И всё бы ничего, и всё бы - ладно, но стервятниками - большинство. Женщин насилуют, смертью пятнают как хотят. Мясорубка. Водоворот. Сюда и бросает нас автор. Сюда на размышление приводит. Простые лица персонажей противостоянием. Доколе ещё? Эх, кабы знать...Можно ли убежать от войны - основной мыслью этой работы. В Воронеж, к знакомым, пытается перебраться обычная семья. Подальше от сумятицы. Но обстоятельства сильнее людского порыва. И иные виражи закладывает судьба. Всё непредсказуемо. Всё относительно теперь. Каждый день может стать последним. Что ждёт? Что будет? И будет ли вообще?Что выносишь из этой картины для себя? Понять? Договориться? Но как? А ещё - аккурат в начале века 'коллапс' случается в этих краях. Отчего так? В чём причина? Места такие?6 из 10 ------ Солнцепек: Ослепительная игра актеров, обжигающее зрелище в кино ------ Российские военные фильмы для меня всегда делились на две категории. Первые – лощеные, будто вылизанные драмы, в которых главные герои всегда ходят гладко выбритыми, а на их одежде нет ни следа грязи. Вторые – реалистичные ленты, показывающие все ужасы и всю трагичность войны. По моему мнению, о войне нужно снимать именно так, как снимали «Солнцепек». Без снисхождения к зрителям. Так, чтобы присутствующие в кинотеатре люди хотели закрыть глаза руками. Только ТАК возможно передать хотя-бы каплю того ужаса, который испытывают люди, когда война приходит к ним в дом. Российские киноделы взяли на себя сложную задачу – показать трагедию людей, столкнувшихся со зверствами в 2014 году. Фильм с первого титра заявляет, что весь его сюжет построен на реальных событиях. Герои – собирательные образы реальных людей из Луганска, с которыми удалось пообщаться съемочной группе. Сразу отмечу, что зрелище это явно не для слабонервных. Кровь, смерти, насилие – все, как было в реальной жизни. При этом показана не «красивая кровь» (как в фильмах Тарантино). Тут от вида исковерканных трупов действительно становится не по себе. Несмотря на всю жесткость ленты, смотреть ее определенно стоит. Тут и отличная игра актеров, и крепкий сценарий, и мораль. А самое главное, что на большом экране наконец появился фильм о событиях ну Украине. Хорошее кино о новейшей истории, заставляющее задуматься. 9 из 10 ------ Между солнцем и солнцепеком ------ Тяжелый фильм с множеством кровавых сцен и вакханалией насилия воспринимается зрителем благодаря мастерской эстетике контраста. Мирная жизнь в Донбассе рухнула в одночасье, жителей мятежных городов атаковали из систем залпового огня и бомбили с воздуха, расстреливали в гуманитарных коридорах. Для многих тысяч людей весна-лето 2014-го стали тем рубиконом, который разделил их жизнь на до и после. Именно эту грань, психологически острую, как бритва, мы подспудно ощущаем в перипетиях «Солнцепека». Жизнь поставила людей перед сложнейшим выбором – бежать или принять на себя судьбу всего региона и все-таки рисковать ради защиты общей безопасности? С такой дилеммой столкнулся главный герой фильма Влад Новожилов в исполнении Александра Бухарова. Как бы ему ни хотелось вновь переживать горький афганский опыт, однако в обжигающие объятия войны его вытолкнула сама жизнь в Луганске. Точно так же поступили даже те, кто не имел военных навыков. Для учителя музыки в исполнении эпического Владимира Ильина вступление в ополчение обошлось очень дорогой ценой – гибелью целого класса. А вот какая трагедия скрывается за увязавшимся за ним мальчиком с изувеченным ртом, который мог издавать только нечленораздельные звуки, когда пришел записываться в ополчение, остается только догадываться...Для многих война в Донбассе стала личной трагедией, такая же личностная трагедийность чувствуется на протяжении всего фильма. Перерождение вчерашних обывателей в настоящих воинов происходит прямо у нас на глазах, потому что цена объявшей главного героя пацифисткой апатии и невмешательства оказалась роковой. Прежде всего, для него самого.Следует отдать должное режиссерам картины Максиму Бриусу и Михаилу Вассербауму, ведь они оказались в ситуации, когда о многих вещах до сих пор не принято говорить буквально. Однако они блестяще справились с задачей, мастерски сыграв на намеках и полутонах. Благодаря этой легкой иносказательности зритель понимает, что не только и даже не столько майданная «свидомость» движила теми, кто отправлялся усмирять Донбасс. Зачастую ими руководили банальные неудачи или уголовное прошлое с присущей ему маниакальной страстью к насилию.Ну и конечно, впечатление создают контрасты очевидные, создавшие основу всего видеоряда. Цветущий край, залитый солнцем и разверзаемый заревом войны. Темная ночь, озаряемая вспышками орудийных залпов. Тишина полуденных улиц, нарушающаяся взрывом снарядов и разлетающимися частями разорванных тел. Зрителя постоянно погружают в этот шоковый иллюзион, чтобы максимально достоверно донести то, что пережили в те страшные дни семилетней давности сами луганчане.Тем не менее, при всей своей жестокой правдоподобности и фактурной буквальности фильм остается фильмом с присущей ему долей художественного вымысла и режиссерской трактовкой. Знатокам военного дела, наверно, будет, к чему прицепиться. Резонирует также и проскакивающий в кадре чисто крымский антураж с характерной архитектурой и рельефом местности. Однако в целом фильм, безусловно, удался. Смелая задумка получилась шедевральной, а такое, как известно, бывает не часто.Считаю, что такие фильмы, как горькое лекарство, нужны сегодня, чтобы популяризировать правду о братоубийственной войне в Донбассе, чтобы нивелировать примитивное восприятие тех событий и чтобы наконец увековечить память о десятках тысяч безвинно погибших людей. Ну и конечно, чтобы дать силы жить дальше тем, кто потерял в Донбассе своих родных и близких. Ибо сила подлинного искусства способна и оживлять, и вразумлять.10 из 10 ------ «Солнцепек» - фильм о моральном выборе, который каждый делает только сам ------ Я был наслышан о предстоящей премьере фильма «Солнцепек», поэтому сразу же его посмотрел. В общем-то изначально было понятно, о чем фильм: плакаты, трейлер, да и тематика «Луганск-2014» говорили о том, что речь про Украину после Майдана и про начало вооруженного конфликта на Донбассе.Да, все мы, и я тоже, несколько лет назад смотрели телевизор и читали СМИ, но по-настоящему понять и прочувствовать происходящее можно только если в него окунуться. Фильм «Солнцепек» позволил это сделать, показав через историю конкретных людей события того времени. Происходящее на экране удерживает внимание от начала и до конца фильма. Нет затянутости и наигранности в сюжете, искусственности и «картонности» в образах героев. Я, как зритель, сразу же «включился» в происходящее на экране и начал сопереживать героям. Сюжет фильма сразу же тронул за душу. И дело не только в том, что показаны события, которые были на Украине несколько лет назад. И даже не в натурализме некоторых эпизодов, демонстрирующих драматизм и ужас военного конфликта. Картину делает хорошей работа режиссера, операторов, а также игра актеров, показавших разные грани характеров своих героев.Очень непростую роль бывшего афганца Влада сыграл актер Александр Бухаров. C виду обычный мужик средних лет, стремящийся спасти свою семью от происходящего беспредела. Не ввязывающийся ни в конфликт в стране, ни в конфликты между людьми. Глубина характера героя раскрывается постепенно. Только к концу фильма становится ясно, что с виду простой мужик очень непростой – он многое пережил, прошел Афганистан, где был одним из лучших: настоящим героем. Он не хочет вспоминать прошлое и возвращаться к нему, стремится оградить свою семью от происходящего кошмара. Его позиция понятна. Как понятно и то, что на Украине много мужиков, подобных ему – не желающих участвовать в бойне между гражданами одной страны. Владу приходится сделать тяжелый для него моральный выбор. Впрочем, как и другим в то время. Многие вынуждены вставать на защиту своей земли, как это делает Грицай, которого сыграл Алексей Кравченко (ему всегда удаются роли силовиков или бывших военных, поскольку сам служил в ВМФ). Грицай тоже бывший афганец, он сразу же делает единственно возможный для себя моральный выбор – защищать свою землю. Такой же шаг делают и многие другие жители Луганска. Даже старый учитель музыки Гуревич (его сыграл Владимир Ильин) берет в руки оружие и идет на передовую, несмотря на почтенный возраст, проблемы со зрением, да и то, что он человек искусства, для которого сражения и суровый армейский быт чужды в принципе.Гончаренко, которого сыграл Максим Дахненко, в течение фильма приходится сделать нравственный выбор несколько раз: когда едет в тренировочный лагерь, попадает в больницу и оказывается в разрушенном снарядами доме. Отрицательный герой, который поначалу кажется злодеем, постепенно раскрывается совсем с другой стороны – и мы видим уже обычного мужика, афганца, для которого война так и не прекратилась даже после возвращения к мирной жизни. Он не сразу смог дать адекватную оценку происходящему, хотя был не со всем согласен, но моральный выбор, сделанный им в конце фильма, пусть и тяжелый, но единственно для него возможный, и это понятно зрителю.Я часто смотрю исторические фильмы и мне не привыкать к зрелищу жестоких батальных сцен или сценам пыток, сожжения на костре и др. Но одно дело – рубиться на мечах, совсем другое – натурализм некоторых сцен в «Солнцепеке», который воспринимается очень остро, даже болезненно. На экране – наши современники, такие же мирные люди, как все мы. В фильме показано, как они умирают от бомбежек и обстрелов. И от того, что фильм рассказывает о событиях, которые действительно были несколько лет назад, такие сцены нельзя смотреть без содрогания. Люди в Луганске действительно пережили ужас, не оставивший им выбора – они были вынуждены оборонять свою землю и спасать свои семьи и себя самих.Фильм – о военных действиях. Но, в первую очередь, он о мире. О том, как важен мир, насколько он необходим людям. Он о мирных и обычных с виду мужиках, которым приходится вспоминать боевой опыт и снова идти в бой, чтобы на их землю пришел мир. Он о восторженных и бестолковых скакунах, не нюхавших пороха, но замороченных Майданом и оказавшихся на передовой в состоянии какого-то массового гипноза, от которого некоторым все же удается очнуться.Режиссер фильма советует смотреть «Солнцепек» всем без исключения. Не соглашусь с Михаилом Вассербаумом. Детям его смотреть все же не стоит – там слишком много жестоких и по-настоящему страшных сцен. Именно поэтому оценю фильм чуть ниже, чем он заслуживает.9 из 10 ------ Жёсткое кино о трагедии Донбасса ------ Возможно, жёстким этот фильм кажется, потому что мы уже привыкли к голливудским приукрашиваниям и западной системе реализма. После этого фильма кажется, что ставшие привычными нам западные киностандарты могут быть лишь «реализмом» в кавычках.Дело в том, что авторы фильма были обязаны представить зрителям реконструкцию ужасных событий в максимально допустимом объеме, иначе фильм был бы безнадёжно испорчен, как говорили в хрущевское время, «лакировкой действительности».А семь лет назад летом 2014 года в диком темпе менялась жизнь сотен тысяч людей, корёжились судьбы и терялись жизни. Фильм стремительно втягивает нас в тяжёлые переживания — нам в кадре ничего не выдумывают, поскольку каждый эпизод опирался на свидетельства и документы. И налёты с обстрелом из миномётов, и ракеты РСЗО, и колонны солдат, и бесчинства карателей — всё это не выдумано, хоть и не детальная реконструкция, а художественные формы и обобщения.Мы видим не копию документальных фильмов и не имитацию хроники начала донбасской войны. Мы смотрим художественный фильм, средства изображения правды жизни и смерти применяются художественные.Больше всего потрясает то, что люди в кадре не типичные для кино — они типичны для обычной жизни и такие же обыкновенные, как соседи по улице или по трамваю. Только попали эти люди в такие обстоятельства, в такие переплёты, что жертвам событий нужны большие силы для сохранения психического здоровья. И они в самом деле не «героичны», не выглядят актёрами в роли.Выходит, главное достижение группы актёров и съёмочного коллектива в том, что они открыли нам «окно» в 2014 год и показали трагедию Донбасса без прикрас и с минимумом умолчаний.В интервью сценарист и режиссёры говорили, что уклонились от экранизации самых ужасных случаев зверства и лютости карателей. Технически это было возможно, но решили воздержаться из-за морально-этических соображений. Но и так фильм получился реалистичным и жёстким настолько, что его можно смотреть только взрослым крепким людям.10 из 10
|
Отзывы о фильме Солнцепек